Всяко-разно

Кулинарные рецепты , путешествия, всякое-разное полезное, интересное

Несколько часов в Стокгольме Декабрь 7, 2009

Filed under: Путешествия,Стокгольм — Весы @ 9:18 пп
Tags:

В конце мая прошлого года появилась возможность совершить  маленький круиз на пароме Таллинка «Романтика» Рига-Стокгольм-Рига.
Паром комфортабельный , меня укачивает даже в автомобиле, а на пароме чувствовала себя комфортно.Брали каюту люкс. Очень удобно. Восьмая палуба, в носу, вид почти как из капитанской рубки. Каюта встретила нас шампанским и фруктами , что было совсем не лишним, после четырехчасовой поездки от Клайпеды до Риги. Машину оставляли на специальной стоянке у причала.

В первый вечер гуляли по парому.
Рижский порт с высоты 9-ой палубы.

Освоившись на пароме, заказали себе ужин в ресторане , вкусно , спокойно посидели. Накупили лотореи и пошли смотреть  концерт, танцевальное шоу и розыгрыш лотореи. Лоторея- вся мимо. Удача была рядом, но показала нам язык , выпадали номера плюс-минус один, к тем что у нас были, все равно, было весело, азартно.
На ночные дискотеки не ходили, дочка не доросла, а мы переросли. Видно дискотеки были хорошие, утром, когда шли на завтрак, видели спящего в детском шариковом бассейне молодого человека , не дошел до каюты.

Для люкс-кают завтрак накрывали в ресторане «Piazza a la carte» , встречали бокалом шампанского. Мы то, как старые вешалки, обременённые «плодом» , провели трезвый вечер, поэтому от шампанского отказались. Завтрак и без того был роскошный, с разными видами икры, рыбы , и прочим бесконечным разнообразием блюд. Мы отведали овсяной кашки, выпили по чашке кофе с бутербродом и были довольны..

Часа 2 до Стокгольма любовались видами за бортом. Сначала бегали с борта на борт, потом просто наслаждались красотами из каюты. Мне было даже страшновато, когда яхточки, катерочки, лавировали перед самым носом нашей махины .

Такие красотки мимо проплывали, тьфу , проходили.

На горизонте  Стокгольм.

Про Стокгольм.

Расположен на 14 островах, между озером Меларен и Балтийским морем (заливом Балтийского моря — Сальтшен). В Стокгольме находятся главная резиденция шведского короля, международный аэропорт Арланда, заседают шведское правительство и риксдаг.
С тринадцатого столетия Стокгольм является крупным экономическим центром страны. Сегодня это крупнейший шведский город с населением в 842,376 человек (на начало 2009 года), который имеет самоуправление. В то же время население Стокгольмской агломерации составляет 1 949 516 человек. Исторически данная территория была очень важна для Швеции .
Немножко истории
Первые упоминания о Стокгольме присутствуют в викингских Сагах как об Агнафите, поселении, названном в честь короля Агне. Но только в 1187 г. на месте рыбацкого поселения начал строиться укрепленный пункт. Первые постройки возникли на острове Стадсхольмен, расположенном очень выгодно в стратегическом отношении в устье пролива, соединяющего озеро Меларен с Балтийским морем. Первое упоминание о Стокгольме как о городе относится к 1252 году. Считается, что он основан риксграфом Биргером Ярлом, будущим королем, родоначальником династии Фолькунгов. Основан город был для того, чтобы защитить Швецию от вражеских нападений с Балтийского моря и остановить грабеж иных городов на озере Меларен, в частности Сигтуну. Уже к концу XIII в. Стокгольм начал расширяться к северу и к югу от Старого города, причем строился он по хорошо продуманному плану. (с) ( из ru.wikipedia.)

На весь-про весь Стокгольм у нас было 6 часов. Мы заранее решили , что посетим, где прогуляемся, наметили маршрут, с тем, чтобы не метаться на месте.
Шведская сторона нас принимать не спешила, с парома вышли с получасовым опозданием. Жаль было каждой потерянной минуты. Народ терпеливо ждал в тесном помещении. Шведы отличались легкостью одежды(босоножки, шорты, легкие кофточки) и громкостью.
Вышли и потопали к метро. В Стокгольме уникальное метро, но мы его не видели, вернее видели обычные станции, а до вот таких не добрались

В киоске купили билеты на транспорт. Билет на один час на взрослого 3 евро. Штамп со временем начала действия билета ставят в начале пути. Можешь с ним ехать на любом виде транспорта в течении 1 часа, пересаживаться и т.д. В автобус входишь в первую дверь, предъявляя билет водителю. Как раз на этой неделе у нас ввели такую практику, входить в переднюю дверь в автобус.
Первой нашей целью был остров Djurgarden( Юргорден). Туда мы добрались с пересадкой на метро до станции Карлаплан и автобусе 76.
Начали с музея Vasa.

Грандиознейшее впечатление. Нужно смотреть.  Очень понравилась сама экспозиция , смотреть не скучно, но в музее мрачновато . Мне лично захотелось на солнце, как-то взгрустнулось от трагедии корабля, нелепой гибели людей. Дочку еле увели , ныла, что не дали ничего посмотреть.
Вот тут есть немного об истории королевского корабля.

В музее царит полумрак, поэтому фото самого судна не получились.

Модель корабля.

—-

«Васа» должен был стать главным королевским кораблем: корпус, построенный из 1000 дубов, 64 крупнокалиберные пушки, мачты высотой свыше 50 метров и несколько сотен позолоченных и раскрашенных скульптур.
Новый корабль вызывал восхищение и гордость у жителей Стокгольма и страх у врагов страны.
В воскресенье 10 августа все было готово к плаванью.Погода была хорошая. На борту находилось около 100 человек экипажа, а так же их семьи и родственники, предплагалось устроить большое торжество.
В гавани собрались стокгольмцы, проводить чудо корабль в плавание. Но как только корабль вышел в открытую бухту, порыв ветра накренил его и корабль затонул, пройдя всего 1300 м.
В Швеции 17 века в моде были излишества. Самым замечательным примером этого был корабль «Васа» . Тот , кто смотрел на него приходил в трепет не только от мощи орудий , но и от сотен скульптур. Это было буйство красок, голой плоти,излишеств.
Один из гербов королевской семьи, со снопом ( васа) в центре украшал корму судна.

В контраст такой роскоши был быт простых матросов. Матросы большую часть времени проводил на батарейной палубе в темноте, сырости, холоде и тесноте.

Корабль «Васа» настоящая машина времени. Подняв его, археологи получили представление о жизни и быте 17 века, и даже конкретного воскресного дня 10 августа, 1628 года.
Следующий музей «Юнибакен».

Подробно можно почитать

Юнибакен — живой дом сказок для детей на острове Юргорден. 8 июня 1996 года Юнибакен был пышно освящен шведской королевской семьей. С тех пор он принимает более чем 300 000 посетителей каждый год и быстро стал пятым по популярности местом Стокгольма. Юнибакен стал очевидным местом назначения, как для жителей Стокгольма, так и для туристов со всей Швеции, из Голландии, Италии, России, Великобритании и Германии. Астрид Линдгрен участвовала в создании Юнибакен, но она не хотела, чтобы это был музей Астрид Линдгрен без героев других детских книг. Поэтому сегодня мы встречаем в Юнибакен не только Пеппи и Эмиля, но и других известных детских литературных героев Скандинавии.

Как вам парковочка?

Первое место, куда вы попадете через вход — это площадь Сказок. Здесь в собственных домах живут самые любимые детские герои . Дочка все время повторяла, как жаль , что я уже не маленькая.

Карлсон.

В домике на станции Виммербю находится выставка об Астрид Линдгрен. Здесь есть фотографии из ее личных фотоальбомов, ее заграничные награды, письма поклонников и корреспонденция Астрид.

Вот такой скромный памятник Астрид во дворике Юнибакена.

Сказочный поезд отправляется от станции Виммербю и уносит вас в фантастическое путешествие по рассказам Астрид Линдгрен, волшебные впечатления, полный восторг.
Ты оказываешься то на воздушном шаре и любуешься цветущими садами, то становишься маленьким, как крошка Нильс и визжишь от страха перед крысой , величиной с корову. Останавливаемся в домике Мадикен, потом едем до Каттхульта, где Эмиль поднимается на флагшток. Проплываем над крышами Васастана прямо в домик Карлсона, где царит творческий беспорядок, повстречаем Ронью, разбойников, маленьких троллей. Поездка заканчивается в Нангияла, Братья Львиное Сердце в бою с драконом Катла. У меня были ощущения совершенно детского восторга , пока мы ехали на волшебном поезде. Эту экскурсию сопровождает великолепная озвучка на русском языке( язык можно выбрать).
Иллюстратор Марит Тёрнквист вместе с Астрид Линдгрен и искусными мастерами создали эту сказочную поездку в парящем поезде. Там нельзя было снимать, да и вря ли , фото сможет передать  атмосферу волшебства.
В Юнибакене все для малышей, они там хозяева, туда точно нужно ездить с детьми от 2 и выше. А с другой стороны, вернуться в детство, расслабиться, каждому полезно и приятно.

Очень хотелось пойти в Nordik музей, но прикинув время, оставили эту идею.

Северный Музей посвящен истории культуры и этнографии Швеции, начиная с Позднего Средневековья до наших дней. Музей был основан в конце 19 века Артуром Хазелиусом (1833-1901), который также создал музей под открытым небом Скансен 11 октября 1891 года. Постройка музея началась в 1888 году. Изначально музей назвался «Скандинавская Этнографическая Коллекция», а с 1880 года «Северный Музей». Для музея Хазелиус приобретал мебелью одежду и игрушки со всей Швеции и других северных стран. В особенности его интересовала деревенская культура.©

Дальше совершили пешеходную прогулку.
По набережной острова отправились к мосту Djurgardsbron.

С острова, видна Oscarskyrkan

Haбepeжнaя Cтpaндвэгeн (Strandvagen) — этo caмaя «пpecтижнaя» yлицa Эстepмaльмa и вooбщe вceгo города. Ha caмoм дeлe, это и нe yлицa, и нe дopoгa (бyквaльный знaчeниe: «Бeperoвaя дорога»). Это бyльвap c aллeeй, paздeляющeй двe пoлocы движeния. Здecь cтpoили дoмa для бoгaтыx oптoвикoв, диpeктopoв кoмпaний, лecныx бapoнoв и дpyгиx пpeдпpинимaтeлeй в paзбoгaтeвшeй индycтpиaлизиpoвaннoй Швeции в кoнцe 19 вeкa.

Вид с моста Djurgardsbron на Strandvagen и Nibrokajen

Вот по этой престижной улице мы отправились в Гамла стан – Старый город.
Вдоль набережного много барж, суденышек, которые используются и как рестораны , и как жильё.

Очень симпатичные два здания отели Эспланада и Дипломат.

Прямо за ними виднеется купол церкви Св. Элеоноры.

Через заливчик виден отель Редиссон.

Чуть не прошли мимо Королевского Драматического театра.( Kungliga Dramatiska teatern). Шведский королевский театр, или Драматен, как называют его сами хозяева, не намного моложе старейшего российского театра, впервые он поднял занавес перед придворной публикой в 1787 году. Его основатель, шведский король Густав III , бывший, кстати, двоюродным братом русской императрицы Екатерины II , прославился как преданный любитель изящных искусств, его можно было бы назвать Людвигом Баварским из Стокгольма. При Королевском театре почти сразу же открывается и школа драматического искусства, активно работающая и по сей день. Одной из самых знаменитых ее учениц в свое время была Грета Гарбо. (Подробнее здесь http://www.alexandrinsky.ru/aboutfest/memb…ersfest_10.html )

Путь немножко сократили, отправились по Арсеналгатан к Королевскому саду.

У бедились в том , что Королевский сад не помпезное место, а вполне демократичное, где народ с удовольствием отдыхает.Сквозь сад, виден и кусочек Королевского дворца.
Идя по Арсеналгатан, наткнулись на кирху Святого Якоба.  Вид сбоку.

Sankt Jacobs kyrka – располагается в центре Стокгольма и посвящена апостолу Св. Джеймсу Великому покровителю путешественников. Изначально на этом месте находилась маленькая часовня первые упоминания, о которой относятся к 1311 году. Первая церковь на месте часовни была построена в 1440 году. Затем она вместе с остальными церквями, находящимися за городскими стенами была разрушена по приказу короля Густава Васы в 1527 году. В 1580 году король Юхан III велел заново построить церковь, на том же месте.
Начал строительство архитектор Генрих ванн Хувен в 1588 году, а завершил (но не полностью) уже после смерти Юхана III архитектор Вильгельм Бой. Итак, в 1642 году, 26 ноября церковь была освящена и открыта публике королевой Кристиной. Главная колокольня церкви Св. Якова возведенная Гораном Джошуа Аделькранцом была построена лишь в 1739 году. В течении 19-го столетия церковь неоднократно обновлялась. Последняя реставрация церкви была завершена в 1969 году.(с) http://tour717.com/Stockholm/Churches/Sank…cobs-kyrka.html

На площади Густава Адольфа( Gustav Adolfs Torg) памятник ему же, ну и Королевская опера.

Круговую панораму этой площади можно посмотреть здесь:
Мы просто уселись на скамейке под самим Густавом и любовались городом.
Прошли еще немножко по Штромгатан и отправились на мост Riksborn, ведущий к острову Святого духа. На нем расположены : Здание Рикстага, средневековая крепостная стена, подземный музей средневековья.

С моста открывается отличный вид. Городская ратуша и справа видно здание, где располагается министерство юстиции и приемная премьер министра. Впереди мост Васабрюн и остров , на котором располагается практически одно здание , вроде бы институ демократии (может вру) .

Здание ратуши построено в стиле национального романтизма , прекрасно вписывается в стиль средневекового Стокгольма. Ратуша построена по проекту архитектора Ragnar Östberg (Рагнара Эстберга) и была открыта в день Середины Лета в 1923 году. На постройку Ратуши и колокольни, высотой 106 метров, увенчанной государственным гербом Швеции — тремя коронами — потребовалось 8 миллионов кирпичей. За торжественным фасадом размещены офисы городских служб, залы совещаний политических деятелей и служащих города, а также практичные банкетные залы и уникальные коллекции произведений искусств. В Зале советов Radssalen заседают члены муниципального совета Стокгольма. Помещения Городской ратуши также являются местом проведения Нобелевского банкета. После обеда в Голубом зале, Нобелевские лауреаты, члены Королевского Двора и гости, танцуют в Золотом зале, интерьеры которого украшены 18 миллионами кусочков золочёной керамики.(с)

Мост Васабрюн.

Весь Gamla Stan и соединяющийся с ним остров Riddarholmen (Риддархольмен), являются, своего рода, действующими музеями, полным достопримечательностями, аттракционами, ресторанами, кафе, барами и магазинами. Gamla Stan популярен и среди ремесленников народного творчества, коллекционеров старых предметов и продавцов сувениров. Узкие, извивающиеся, булыжные переулки, обрамлённые средневековыми домами, отличающимися разнообразными нюансами желтых оттенков, придают Gamla Stan уникальный характер. Позади фасадов, даже в наши дни, можно обнаружить подземные хранилища и известковые росписи средневековья. А в снежные зимние дни, эта часть города похожа на картинку из книги сказок.

В Gamla Stan находится несколько красивых церквей и музеев. Здесь вы найдёте национальный кафедральный собор Storkyrkan и Nobelmuseet (Музей Нобеля). Самой крупной достопримечательностью этой части города является Королевский дворец, один из самых больших дворцов в мире с его более чем 600 комнатами. Кроме помещений для приёма делегаций, во дворце расположены несколько интересных музеев, среди которых Оружейная палата Livrustkammaren (Ливрюсткаммарен) располагает экспозициями, представляющими королевские одежды и оружие. Не пропустите парад военного оркестра и ежедневную смену караула у дворца.

Главными улицами Старого города являются Vasterlanggatan (Вэстерлонггатан) и Osterlanggatan (Эстерлонггатан). В своё врема, внутри района, ограниченном этими улицами, вдоль теперешней улицы Prastgatan (Прэстгатан) проходила городская стена, защищавщая город.(с) http://beta.stockholmtown.com/ru

Мы пошли по улицн Вэстерлонг…. Считаю, что совершили одну ошибку , стали заходить во все сувенирные лавки подряд, поддавшись какому- то стадному инстинкту , в итоге совершенно опупевшие, еле вырвались из этого плена. Купили, елочных шаров с внутренней росписью «стокгольмский сувенир», когда увидела эти шары в пятой лавке подряд, поняла что с такими объемами производства справится только Китай.smile.gif). Не устояли еще перед конфетами, набрали разноцветной карамели . К сожалению, так и не выбрали для себя куклу в национальном костюме, мы их собираем. Кружили-кружили в старом городе,вроде там и заблудиться нельзя, но и узкие улицы заиягивают , как лобиринт.
Переулок Marten Trotzigs grand (Мортен Тротзигс грэнд) найти нелегко. Это самый узкий переулок Старого города, шириной всего лишь 90 сантиметров в его самом узком месте.

Госгрэнд (Gasgrand, Гусиный переулок) ведет от Дома Петерсена к крохотной, в прошлом торговой, площади Госторьет (Gastorget)
Переулок может и другой, но тоже ведет к этой площади.

На этой площади даже скульптура есть , как раз напротив Иерусалимской кебабной у стены.Бронзовая скульптура на гранитном постаменте. «Тяжеловесы» (1967г скульптор Sven Lundqvist)

Не буду вас утомлять фотками с узких улочек. Вот еще шпиль

Немецкая церковь (Tyska kyrkan), иногда называемая Церковь Святой Гертруды — лютеранская церковь в Гамла Стан, «старом городе» в центре Стокгольме. Немецкая гильдия Сятой Гертруды была основана на месте ныне существующей церкви в XIV веке. В здании гильдии в 1448 году был избран королём Карл VIII. Однако со временем главное здание гильдии было перестроено в церковь (около 1580-ых годов). К проекту были привлечены архитекторы фламандец Виллем Бой, голландец Хуберт де Беше и Ханс Якоб Кристлер, страсбургский мастер. В 1571 году король Юхан III разрешил немецким иммигрантам в городе сформировать отдельный приход, для которого приглашались бы пасторы из Германии. Таким образом, данный приход стал первым немецким приходом вне Германии. В 1607 году король Карл IX передал здание исключительно немцам. Ганс Якоб Кристлер увеличил часовню в 1638-1642 до размеров ныне двухнефной существующей церкви. Крипта, строительство которой было начато в 1716 году, всё ещё используется приходом. К 1800 году немецкая конгрегация насчитывала всего 113 прихожан. Сегодня немецкий приход входит в Церковь Швеции как так называемый нетерриториальный округ, включающий приблизительно около 2000 членов, живущих в Стокгольме. Проповеди на немецком языке все ещё проводятся каждое воскресенье в 11:00. Церковь открыта ежедневно в течение лета, а зимой в выходные дни.
(с) http://tour717.com/Stockholm/Churches
Улица того же имени.

Набережная Мункбруледен (Munkbroleden) и памятник Карлу XIV Юхану, основателю правящей династии Бернадотов. Наполеоновский маршал Жан-Батист Бернадот волею случая получил корону от бездетного Карла XIII — и прославился в новом отечестве как любитель парадов и выдающийся бабник. На 1 Мая королю вставляют в руку красное знамя. Бернадот смотрит на Слюссен (Slussen, шлюз), соединяющий Мэларен с Балтикой; из-за него королевскую скульптуру пришлось развернуть спиной к городу

Зашли в кафешку на Kornhamnstorg .
Отправились к метро Гамла Стан. На площади увидели очередную скульптуру. Памятник, который посвящен Энгельбректу Энгельбректсону, вождю крупнейшего в Швеции восстания 1434-36 против датского господства, народный герой. Восставшие освободили большую часть страны, добились фактического расторжения Кальмарской унии. Энгельбрект Энгельбректсон был провозглашен «вождем государства» (1435). Отстранен аристократией от руководства и убит.

На этой же площади телефонная будка.

Мы не пропустили скульптурную группу «Семья» (Пюэ Энгстрём, 1973) на прибрежной площади Мэларторьет, только говорят, скульптуры на ней уже не вращаются, в прочем мы не пробовали, не стали беспокоить присевшее рядом семейство.

Вот уже и станция Гамла стан. Наземная станция метро. За ней виден шпиль Риддарсхолькиркан.

Риддархольмскюркан (Riddarholmskyrkan) находится на одноименном острове рядом с Королевским Дворцом в Стокгольме. Церковь является самой старой в городе, она была построена в период с 1280 по 1310 годы. Церковь являлась частью францисканского монастыря, который был закрыт после Протестантской Реформации, а церковь была преобразована в протестантскую. Шпиль церкви был сооружен фламандским архитектором Вильямом Боем во времена правления Юхана II, но затем был разрушен ударом молнии 28 июля 1835 года.
Вскоре шпиль был заменен на тот что мы можем наблюдать и сегодня. После конгрегации 1807 года церковь используется лишь для захоронений монархов. Здесь похоронены почти все члены Королевской семьи, начиная с Густава Адольфа (ум. 1632) до Густава V (ум. 1950). В церковь были перенесены останки прежних правителей Магнуса III (ум. 1290) и Карла III (ум. 1470).

(http://tour717.com/Stockholm/Churches/Riddarholmskyrkan.html)

Вот и все.  В  один рассказ все никак не умещается. Еще была красивая площадь Blasieholmstorg  , площадь имени Рауля Валленберга, с красивой набережной и необычным памятником жертвам Второй Мировой Войны.

Несколько часов, это слишком мало, чтобы посмотреть город , прочувствовать его атмосферу.  Мне понравился и исторический центр, и простые , аккуратные  жилые окраины , спокойные, очень приветливые люди, которые терпеливо помогали нам сориентироваться на транспорте и в городе.